Почём сегодня унитарный патрон на 7.62?
Очередная часть перевода статьи Эрика Хоффмана

Удивительно, сколько возможностей выразить свой художественный замысел может предоставить мастеру такой маленький и незамысловатый предмет, как цилиндрическое лучное кольцо. Отдельное удовольствие приносит материал, из которого изготовлено кольцо. Наиболее ранние кольца для стрельбы из лука обычно изготавливались из рога, жада (jade) или слоновой кости. Однако со временем, когда кольца становились скорее украшением, чем частью военной экипировки, перечень материалов существенно расширился. В этом кольца очень похожи на китайские табачные пузырьки (snuff bottles); зачастую они сделаны из одних и тех же материалов.

Логично, что кольцо для стрельбы из лука должно быть твёрдым и долговечным. Для западного человека очевидным выбором материала был бы металл, однако известно удивительно немного металлических колец. Возможно, изготовление кольца из бронзы или серебра было недостаточно перспективно для китайского ремесленника.

Наиболее распространёнными являются лучные кольца из различных твёрдых камней. Разумеется, почётное место среди камней в Китае занимают разновидности жада: нефрит, жадеит и гагат. К примеру, нефрит – очень практичный выбор, т.к. он прочнейший (наиболее устойчивый на разлом) среди всех камней, и столь же прекрасный. Как мы видели, древнейшее из найденных лучных колец изготовлено из этого благородного материала. Во времена династии Цин, когда лучные кольца стали персональными украшениями, а не утилитарными аксессуарами для военных упражнений, многие из них начали изготавливаться из другого типа истинного жада – жадеита. У этого минерала, который не имел широкого распространения в Китае до конца 1700-х годов, более впечатляющая цветовая палитра, чем у его близкого родственника нефрита. Изысканные цвета нефрита и более насыщенные оттенки жадеита со спиральными узорами и очагами контрастирующих цветов, часто встречающимися в этих разновидностях жада, превращают даже лишённое украшений кольцо в предмет красоты.

Хотя многие лучные кольца лишены дополнительных украшений, чтобы подчеркнуть красоту материала, другие украшены узором или надписью, глубоко или мелко выгравированными на цилиндрической поверхности кольца. Агат – ещё один популярный материал для лучных колец, и у художника, использующего его, часто есть преимущество при изображении небольших ярких сценок благодаря обыгрыванию цветового контраста слоёв этого минерала.

В Индии встречаются в основном кольца вытянутой формы, отличающиеся от цилиндрических колец маньчжурского стиля. Многие из них сделаны из нефрита, и индийские правители из династии Великих Моголов украшали их тщательно продуманными инкрустациями из золота и драгоценных камней.

Также в качестве материала для изготовления цилиндрических колец могло быть использовано стекло, с гравировкой внешнего слоя, как в табачных пузырьках, или в виде простой имитации другого материала, например, одной из разновидностей жада. У известного коллекционера табачных пузырьков Эмили Бирн Кёртис (Emily Byrne Curtis) есть прозрачное стеклянное кольцо, украшенное изображёнными на внутренней стороне бабочками и цветами, которое составляет комплект с одним из её раскрашенных изнутри табачных пузырьков. Этот комплект изображён в книге Боба Стивенса (Bob C. Stevens) «Книга коллекционера табачных пузырьков» («The Collector’s Book of Snuff Bottles»). Это кольцо укреплено изнутри серебром для защиты рисунка.

Интересно, что многие ранние кольца со следами использования и захоронения зачастую имеют более тонкие стенки и аккуратно обточены изнутри, вместо того чтобы быть точно цилиндрическими, как если бы были специально подогнаны под большой палец лучника. Некоторые ранние кольца также покрыты изнутри резьбой, возможно, для улучшения сцепления пальца стрелка с кольцом.

Одна из проблем, которая возникает с цилиндрическими кольцами, – это определение верхнего края. У этих колец один край обычно скруглённый, а другой вогнутый. Логично было бы предположить, что вогнутый край должен удерживать тетиву для обеспечения наиболее хлёсткого выпуска. Однако Стефан Маркбрайтер (Stephen Markbreiter) в статье «Искусства Азии» («Arts of Asia») (1975 г.) утверждает ровно противоположное, говоря, что расположение вогнутого края ближе к ногтю большого пальца обеспечивает пальцу большую свободу движений. Изображения надетых лучных колец являются незначительным подспорьем в решении этого вопроса с тех пор, как многие перестали использовать эти кольца для стрельбы. Большинство колец с изображениями и надписями подтверждают точку зрения Маркбрайтера, если мы полагаем, что на изображение смотрит тот, кто носит кольцо, а не другие.

@темы: Стрельба из лука, Арт-стрельба